Рубрика "Дата в истории"

22 ноября 1941 года колонна из 60 машин под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана Василия Антоновича Порчунова дважды пересекла Ладожское озеро.

Автомобили прибыли из осажденного Ленинграда в деревню Кобона на восточном берегу Ладоги. Загрузившись 70 тоннами продовольствия, они отправились обратно – с выключенными фарами, ориентируясь только по свежей колее и телефонному проводу, протянутому связистами вдоль дороги. Это были первые грузы, доставленные по военно-автомобильной дороге № 101, входившей в состав транспортной магистрали «Дорога жизни».

Вопреки распространенному мнению, «Дорога жизни» – это не только две двухполосные трассы, проложенные по льду. Это и авиационное, и морское сообщение, это и причалы, и порт грузооборотом 10 тысяч тонн в сутки, и железная дорога из Войбокало в Кобону, построенная в рекордные сроки, и электрический кабель длиной 150 километров, проложенный за 48 ночей, и бензопровод, перекачивающий в город бензин, керосин, газолин и солярку.

В первую блокадную зиму бензовозы были основным источником топлива для Ленинградского фронта. До прокладки по дну Ладоги четырехдюймового бензопровода в июне 1942 года ситуация с горючим была катастрофической: грузовой транспорт и танки были обездвижены, действовали введенные жесткие лимиты на расход топлива даже для пожарных частей. Ледовая дорога для тяжелых трехтонных ЗИС была проложена севернее основной на несколько километров.

Свет в блокадный город был проведен по подводному кабелю, протянутому с августа по ноябрь 1942 года. Электричество поступало с Волховской ГЭС в Кобону по воздушным линиям, из Кобоны в Ваганово – по подводному кабелю, из Ваганово в Ленинград – снова по воздушным линиям. Потеря энергии при этом составляла 35%, но для военного времени такой показатель считался допустимым. Благодаря кабелю в Ленинграде появилось электричество, правда, на один час в день.

Сколько автомобилей, кораблей, самолетов, кабелей и проводов осталось лежать на дне Ладожского озера, – неизвестно. Их продолжают поднимать и реставрировать до сих пор.

Информация с главного исторического портала страны ИСТОРИЯ.РФ