Рубрика «Из фондов музея»

Надежный и тяжелый помощник.

Чугунный цельнолитой утюг из нашей музейной коллекции этнографии и быта имеет гладкую подошву и несъемную ручку (фото 1). По бокам он украшен орнаментом. Надпись «УРАЛ КАСЛИ» на верхней части утюга (фото 2) указывает на то, что его изготовил в рабочей артели имени Куйбышева в городе Касли Челябинской области.

Литые чугунные утюги появилась еще в XVIII веке. Их нагревали в печи или на открытом огне. Большие чугунные утюги весили до десяти килограммов (!!!) и предназначались для глажки грубых тканей. Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды — манжет, воротничков, — пользовались маленькими утюжками, размером с пол-ладони.

Чугунный литой утюг разогревался очень долго — не менее получаса. При этом, он быстро остывал, и одежду приходилось гладить второпях. Металлическая ручка монолитного утюга так сильно нагревалась, что держать этот прибор без прихватки было невозможно.

Несмотря на недостатки этих утюгов, в России они были наиболее популярными.
Почти в каждой советской квартире был чугунный утюг, в нашей стране они производились даже в 1960-х годах.
Электрический утюг был уже изобретен, но был роскошью в эпоху тотального дефицита. Чугунный утюг был незаменим, а главное — он не ломался.

Кстати, Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий уходит корнями в далекий XVIII век, когда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности. В середине XVIII столетия в Касли открылся чугунолитейный и железоделательный завод. Он изготавливал ограды, половые плиты с рельефным орнаментом, надгробные памятники. В XIX веке на заводе освоили художественное литье бытовых предметов и декоративных изделий. Отливались кувшины, подсвечники, канделябры, садовая мебель. Благодаря высокому содержанию кремния в местном чугуне отливки отличались особой тонкостью.

Каслинское литье и его мастера получили признание не только в нашей стране, но и за ее пределами. Верхом мастерства был ажурный чугунный павильон (фото 3), изготовленный для Всемирной выставки 1900 года в Париже. Сейчас он зарегистрирован в каталоге ЮНЕСКО как раритет – феномен промышленного искусства и единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.