Рубрика «Из фондов музея»

Журнал на все времена

9 декабря 1899 года в Санкт-Петербурге вышел в свет первый номер популярного общенационального еженедельного иллюстрированного журнала «Огонёк». С начала это было еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости».

С 1902 года «Огонёк» стал выходить самостоятельно, обрел популярность, увеличил тираж до 120 тысяч экземпляров. В начале 20 века «Огонёк» выходил на 8 страницах, одну треть журнала занимали фоторепортажи.

После Октябрьской революции выпуск «Огонька» прекратился. Однако в 1920-х годах по инициативе советского журналиста и редактора Михаила Кольцова издание журнала было возобновлено уже в Москве. К концу 1923 года тираж журнала достиг 42 тысяч экземпляров, через год – 125 тысяч, а в 1925 году вырос до полумиллиона экземпляров! В послевоенное время, эпоху СССР и годы перестройки он пользовался неслыханной популярностью. За свежим номером в киосках «Союзпечать» выстраивались очереди, оформить подписку было делом почти нереальным. В начале 1995 года формат «Огонька» был приближен к стандартам западных иллюстрированных изданий. Сегодня «Огонёк» остаётся старейшим русским журналом, любовь и интерес к которому передается в семьях из поколения в поколение.

На снимках вы видите странички журнала, который хранится в фондах нашего музея. Это номер 81 от 7 ноября 1932 года, который посвящен 15-ой годовщине Октября. Начинается номер с хроники революции «Годы борьбы и побед», иллюстрированной рисунками художника Бориса Ефимова. Есть в выпуске традиционные рубрики стихов, очерки, художественные новинки, обзор зарубежных новостей, фоторепортажи «По Советскому Союзу» и неповторимая реклама.

Отдельное внимание уделано почти фантастическому проекту по созданию агитационного самолета-гиганта «Максим Горький», средства на который собирали всей страной. «Максим Горький» создавался, чтобы впечатлять, демонстрировать всему миру «прогресс, идущий семимильными шагами». Идею создания самолета подала группа советских журналистов во главе с Михаилом Кольцовым, редактором «Огонька», как раз в 1932 году. Уже через годы были собраны 6 миллионов рублей, а через 2 самолет поднялся в небо и установил два мировых рекорда.

Сконструированный на базе новейшего советского бомбардировщика, «летающей крепости» ТБ-4, он мог перевозить пассажиров, выполнять агитационные задачи, служить мобильным штабом для командования в случае войны.
За год своего существования «Максим Горький» успел сделать 12 рейсов, пролететь над Красной Площадью во время парада, покатать своем борту французского писателя и профессионального летчика Антуана де Сент-Экзюпери.

18 мая 1935 года над Центральным московским аэродромом, располагавшимся на Ходынке, во время демонстрационного полета гордость советской авиации, самолет-гигант «Максим Горький», потерпел катастрофу.

С журналом «Огонек» вас знакомила главный хранитель музейных предметов Майя Андреева.