Информационная пятиминутка «Творить несмотря ни на что» к 110-летию со дня рождения композитора Д.Д.Шостаковича (1906-1975)


1941 год. Война. Где-то там, на линии фронта, идут страшные бои. Грохочут пушки, но не молчат и Музы. В осажденном Ленинграде в первые же дни войны молодой композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович с необычайной скоростью и вдохновением начал писать симфонию борьбы и победы над врагом. Несмотря на молодость автора, она уже была седьмой по счету в его творческом багаже. Он посвятил ее своему родному городу и героическим людям, выстоявшим в блокадные дни, и назвал «Ленинградской». Эта симфония стала документом истории страны, и едва ли найдется какое-то другое музыкальное произведение двадцатого века, удостоенное такого внимания.
О Седьмой симфонии Шостаковича, как и об истории ее создании, написано очень много, но не все знают, что одним из первых исполнителей Ленинградской симфонии был духовой оркестр Военно-политической академии имени В.И.Ленина, дислоцированной в начале войны в нашем городе Белебее. Руководил оркестром Иван Васильевич Петров, блестящий мастер аранжировки, отличный дирижер, воспитывающий своих учеников на лучших образцах классической и современной музыки. Услышав по радио Седьмую симфонию Шостаковича, дирижер срочно приехал в Москву и с большим трудом достал партитуру симфонию. Вернувшись в Белебей, И.В.Петров в течение нескольких ночей аранжировал первую часть Седьмой симфонии для духового оркестра. Это было смело и казалось даже рискованным, ведь симфония написана композитором для большого симфонического оркестра. Начались репетиции. В конце концов И.В. Петров с помощью исполнителей овладел, как он сам говорил, «этой грандиозной музыкальной стихией», использовав все богатство оркестровых средств, разнообразие инструментальных красок, техническую подвижность духовых инструментов. Наконец, все было готово, и оркестр мог исполнить Ленинградскую симфонию. В это время Шостакович находился в Куйбышеве. Петров пригласил композитора на белебеевскую премьеру симфонии. И вот настал долгожданный день 12 декабря 1942 года – исполнение первой части Седьмой симфонии. В зале собралось около тысячи человек – преподаватели, слушатели, которым предстояло в ближайшее время отбыть на фронт. Тишина. Такая же торжественность, что и на премьере этой симфонии в Куйбышеве. Кончился концерт. Все сидели молча. Это длилось минуту, две, три… Так бывает после сильного потрясения. И вдруг грянул гром аплодисментов! Уже было трудно остановить людей, которые стоя долго аплодировали и не отводили глаз от сцены, где стояли профессор Г.С.Деборин, начальник академии А.Н.Щербаков и виновники торжества И.В.Петров, и смущенно кланяющийся Д.Д.Шостакович. Для него главным была Музыка, а не собственное в ней «я». Большой радостью для музыкантов была положительная оценка самого композитора. Д.Д.Шостакович говорил: «Теперь после концерта, я совершенно потрясен. Я никогда не предполагал, что духовой оркестр может исполнить Седьмую симфонию с таким мастерством, с такой тонкой и точной передачей всех ее нюансов». Хотя композитор приехал в Белебей с трудной миссией «отругать дирижера за профанацию» произведения, отнюдь не предназначенного для духового оркестра. На долгие годы у Д.Д.Шостаковича сохранились дружеские отношения с И.В.Петровым.
Еще осенью 1941 года лучшие американские дирижеры Ю.Орманди, Л.Стоковский, А.Тоскакани забросали письмами советское посольство в Нью-Йорке с просьбой предоставить им право первого исполнения Седьмой симфонии в США. Поэтому нашему маленькому городку Белебею есть, чем гордится: быть в числе счастливых городов, где проходило одно из первых исполнений этого музыкального шедевра.
Материалы из фондов историко-краеведческого музея.