Рубрика «Из фондов музея»

Мода: какой она была?

Мы считаем, что мода существует только здесь и сейчас, что модные нынче фасоны, это изобретение современных дизайнеров, а журналы мод – это изобретение последних десятилетий, но это совсем не так. И доказательством тому служат журналы, о которых я сегодня расскажу.
Первый из них – «Парижскiя моды», 1883 и 1887 года (фото 1), издаваемый в качестве приложения к журналу «Нива» С-Петербургским издателем А.Ф. Марксом. Второй – «Новейшiя парижскiя моды», 1887 года, и третий – «Новейшiя моды и рукоделiя», 1910 года, были бесплатным приложением к журналу «Родина» и издавались А.А. Каспари тоже в С-Петербурге. Интересно, но даже такие дамские журналы проверялись, о чем есть отметка на последней странице «Дозволено цензурой».
Открываем журнал 133-летней давности и читаем гениальную фразу: «Современная мода отличается таким многообразием, что каждому легко выбрать себе такой костюм, который будет соответствовать не только фигуре, но сложению и росту; к тому же при нынешней моде можно переделывать один и тот же наряд и сделать к одному платью несколько гарнировок, как для юбки, так и для лифа; что чрезвычайно выгодно и удобно в экономическом отношении, так как фасоны, материи и гарнировки меняются очень часто». Разве эти слова не актуальны сегодня?
Журналы вообще отличались своей наполненностью и практичностью. Выходили несколько раз в год, поэтому в февральском номере были модели зимних костюмов, а в апрельском – весенних. Кроме того, строго определялись фасоны для визитов, приемов, домашние наряды для разных возрастных и «весовых» категорий (фото 2). Бальный костюм для молодой девицы, например, значительно отличался от бального наряда для дамы. Не остались без внимания и дети. К каждому наряду шло подробное описание фасона, цвета, ткани, аксессуаров (пуговиц, перьев, кружев, вышивки и т.д.), имелись и выкройки (фото 3).
Понятие «лук», которое у нас сейчас на слуху, может и не существовало, но на страницах журнала читаем: «Бальное платье для молодой девицы от 16 до 18 лет из бледно-розового бенгалина. Юбка на три четверти длины покрыта мелкими воланами плиссе. Декольте окаймлено рюшью из розового газа. На правом плече положена в виде бретели узенькая гирлянда цветов. Такая же гирлянда в волосах. Колье из розового бархата, на котором нашиты белые цветы. Бледно-розовые чулки и такие же атласные туфли». И образ готов!!!
Мне, например, уж больно приглянулось короткое зимнее пальто из velors fries c роскошными басонными аграфами со стеклярусом, полукруглым рукавом и стоячим воротником из бобра (фото 4). От одного только описания желание обладать этой вещью становится невыносимым!!!
А еще я узнала, что такое фишю-шемизетка и каким должен быть куафюр пожилой дамы.
Хотите узнать и вы?

С модными журналами 19 и 20 веков вас знакомила главный хранитель музейных предметов Майя Андреева.

#Фондымузея#ИКМ#Белебей