Рубрика «Из фондов музея»

Читаем журнал 19 века

Сегодня мы с вами будем знакомиться с потрясающим экземпляром средства массовой информации конца 19 века - иллюстрированным журналом литературы, политики и современной жизни «Нива». Выходил журнал еженедельным номером в три листа и ежемесячным даровым приложением «Парижских мод» с листами чертежей и выкроек. Стоил 15 коп, пересылка – 20 коп. Контора журнала располагалась в С.-Петербурге на Б. Морской, д.9 и была открыта ежедневно (кроме воскресенья и праздничных дней) от 10 часов утра до 6 часов вечера. Первую страницу журнала №37 от 15 сентября 1884 года украшала рисунок Грундера, в гравюре Кнезинга, изображающий сцену «Укрощение строптивой» В. Шекспира (фото 1).
На страницах журнала с продолжением публиковался роман «Изгнанник» Всеволода Соловьева, а также репродукции, в том числе оригинальный рисунок с натуры специально для «Нивы» В. Навозова в гравюре Флюгеля «Императорская Академия Художеств в С-Петербурге» и рассказ о ней (эксклюзив, как бы сейчас сказали). На страницах есть информация на любой вкус: политическое обозрение, новости, задача на логику, шашечная задача и реклама (фото 2).
Последняя, кстати, сделана по всем правилам маркетинга! Например, на одной из страниц рекламируют прародительницу современной стиральной машинки так: «Американка, полезный всякому хозяйству снаряд для стирки белья в обыкновенной комнатной воде. Расходуя весьма мало мыла и сохраняя отлично белье, стирка доступна даже малолеткам. Цена снаряда с пересылкой 5 р.» И, как полагается в хорошей рекламе, следуют отзывы довольных клиентов: «Аппарат вашъ получил; он хорошъ, рекомендую всем знакомымъ и многие желаютъ выписать» (фото 3).
Уж очень похожи на современную рекламу объявления об универсальных лекарственных средствах «Не кашляй» («…признана лучшим средством против кашля, мокроты, охриплостей, страданий горла и груди, начиная с простого катара до чахотки и против бледной немочи») и «Тополевый бальзам» (одновременно для лица: уничтожает прыщи, покраснения; и головы: очищает кожи от перхоти, прекращает головные боли). При этом производители гарантируют, что имеют официальные благодарности и разрешения.
Банкирская контора Ф.А. Клима предлагала уже тогда страхование, услуги по покупке и продаже процентных бумаг, акций, иностранных монет и векселей (фото 4).
А С.-Петербургская (первоначальная въ России) чулочно-трикотажная фабрика почетного гражданина В.П. Керстена в далеком 1884 году уже работала по всем правилам современной торговли. В прейскуранте значились подштанники бумажные тканные по цене от 90 к. до 2 р. за пару, носки бумажные тканные без пяток (по 20 к.), с двойными пятками и носочками (от 25 до 50 к. за пару), фуфайуки матросские полосатые по 1р.50к., чулки институтские, т.е. не очень тонкие, но прочные по 45-75 к. за пару и другой ассортимент. И больше всего меня поразило примечание к объявлению: можно заказывать «письменно, открытымъ почтовымъ листкомъ, иногороднымъ следует приложить за упаковку, страховку и пересылку по почтовой таксе», а при заказе больших партий предусматривалась скидка!!!
А мы-то с вами думали, что он-лайн продажи – изобретение современности! Вот и получается, что новое – это хорошо забытое старое…

Журнал изучала главный хранитель музейных предметов Майя Андреева.

#Фондымузея#ИКМ#Белебей